Образовательная программа

Пояснительная записка

         Театр – один из древнейших видов искусства. На протяжении всего исторического развития ритуалы, культовые обряды, театрализованные представления, праздники были непременными атрибутами жизни людей, отражающими их образ мыслей, бытовые и социальные проблемы, эмоции, устремления, верования.  Синтетически объединив с себе многие виды искусств и творческой деятельности, театр стал универсальной ареной, с которой человечество утверждает свои идеалы, на которой оно познаёт себя, на которую моделирует реальную жизнь, опираясь на законы прекрасного, на достигнутый в процессе социального прогресса исторический, практический, нравственный и духовный опыт. Таким образом, театр явился «зеркалом», в котором в образной форме под углом зрения художника-творца отражается непосредственная человеческая жизнь со всеми её положительными и отрицательными сторонами. Театр,  живо реагирует на все изменения в развитии человечества, на значительные события, катаклизмы, войны, социальные проблемы.  И не просто реагирует, а творчески перерабатывая их, указывает пути их решения, характеризует различные стороны тех или иных явлений и событий, даёт им нравственную оценку, тем самым пополняя мировую культуру и обогащая себя новыми театральными формами.

Занимаясь в театре - студии, ребёнок получает новые знания о театре и смежных видах искусства, развивает свой интеллект, кругозор, происходит постепенный процесс становления его мировоззрения, его характера и вкуса. Поскольку обучение в студии ведётся в тесной связи с системой К.С.Станиславского, с его театральной этикой, студийцам прививаются принципы коллективизма, взаимоуважения, дисциплины, умение работать над собой, создания творческой атмосферы, взаимовыручки, самоусовершенствования.

     Программа  театра – студии «Золотое поколение» художественно-эстетической направленности т.к.  она направлена на формирование  творческой, культурной личности ребенка. 

Новизна программы состоит в том,  что ребенок изучает  программу «Золотое поколение», через синтетическую природу театра,  т.е. получает навыки не только по актерскому мастерству, но и знакомиться с выдающимися театральными деятелями, приобретает первичные навыки вокального искусства, изучает краткую историю театра, плотно работает над речью (дикция, дыхание, орфоэпия). Это обеспечивает эффективность в сценическом и личностном воспитании.

Актуальность.  В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию, уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать  речевые, интонационные тренинги, предусмотренные программой данного курса. Так же существует проблема эмоционального дефицита ввиду «компьютеризации» молодого поколения, данная образовательная  так же  предлагает пути решения посредствам актерского тренинга.  

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, и органично вписывается в образовательное пространство Дома детского творчества т.к. занятия театром помогают студийцам реализовать свои творческие устремления, раскрыть в себе новые, доселе неведомые таланты, научиться правильно, говорить, правильно двигаться, общаться с партнёрами на сцене, избавиться от комплексов. Сцена помогает детям раскрепоститься, стать свободнее, доказать себе самому и другим, что он личность, что лично он причастен к созданию прекрасного и, по сути, сам является творцом.

Цель программы: Создать условия для развития и реализации у детей от 7-14 лет творческих способностей;

 

 

         Задачи:

Обучающие:

– обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской                         деятельности и научить применять их на сцене;

– научить владеть голосом, речью, телом для отражения своего мировосприятия;

– познакомить с историей театра и театральными профессиями;

Развивающие:

– развить творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память;

– развить художественный вкус, чувство прекрасного;

- развить способность к творческому самовыражению.

Воспитательные:

– воспитать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

– воспитать умение работать с партнером и в коллективе;

–  профилактика асоциального  поведения;

Цель I года обучения:   Познакомить ребят с простейшими элементами актерского мастерства, основами этикета, основами сценической речи и сценического движения

Задачи:

Обучающие:

- научить ребят действовать в условиях вымысла;

- познакомить с простейшими театральными терминами и понятиями;

- научиться отличать «жизненную правду» от  изображения

Развивающие:

- развить элементы  актерского мастерства:  память, внимание, воображение, фантазию и.т.д

-  сформировать потребность в правильной  речи и орфоэпии;

- развить познавательный интерес;

 

Воспитательные:

- воспитать умение  «слышать и видеть» партнера;

- воспитать наблюдательность, артистическую  смелость

- воспитать активную жизненную позицию.

Цель II года обучения:  Систематизировать, углубить знания и научиться использовать их на практике

         Задачи:

Обучающие:

- научить ребят работать над ролью;

- научить работать с текстом;

- научить участников коллектива работать этюдным методом;

Развивающие:

- развить чувство веры и сценической наивности;

- развитие эмоциональной памяти ;

- сформировать потребность в творческом росте.

Воспитательные:

- воспитать умение работать  с коллективом;

создать сообщество единомышленников (педагог – участники коллектива - родители).

- воспитать активную жизненную позицию.

Валеологические задачи: 

- Формировать потребность в здоровом образе жизни.

- Формировать гигиенические знания и умения.

 

Отличительной особенностью программы «Золотое поколение» является  то, что она дает возможность каждому ребёнку  прикоснуться и познать различные виды искусства. Комплексный подход к всестороннему развитию личности – главный принцип работы студии.

Программа предназначена для детей 7-14 лет. В театр-студию принимаются все желающие. Состав группы составляет 1 год обучения – 12-15 человек, 2 год обучения – 15 человек. При успешном усвоении программы ребенок по окончанию ____ года может продолжить обучение по программе.  

Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения - 144 часа, 2 год обучения - 216. На полное усвоение программы необходимо  360 часов. В программу включены часы по посещению театров и музеев города, выставок.

На занятиях используются следующие формы организации деятельности учащихся:

- групповые;

- индивидуальные;

- индивидуально – групповые;

Формы проведения занятий:

- беседа;

- занятие игра;

- тренинг;

- лекция.

Типы занятий: 

- Комбинированное.

- Теоретическое.

- Практическое.

    Педагогом используются методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

- Словесные  (устное изложение, беседа, объяснение).

- Наглядные ( показ, наблюдение, репродукции картин).

- Практические  (работа на сценической площадке).

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности детей:

- Репродуктивные (учащиеся воспроизводят  материал показанный педагогом, постепенно «сживаясь» с ролью).

- Частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

- Исследовательские (самостоятельный поиск творческого ощущения на сцене).

Режим занятий. На 1-м  году обучения занятия проводятся  четыре часа в неделю (два раза по два), на 2-м году обучения – шесть  часов в неделю  (три раза по два). Предусмотрен перерыв между занятиями 15-20 минут для отдыха детей в тренажерном зале или на свежем воздухе.

Программа «Золотое поколение»  обучает детей не только актерскому мастерству, но и включает в себя курсы сценической речи, вокала, пластики.

Она  формирует и развивает способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта; определяет совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Виды универсальных учебных действий:

  1. 1.                Личностные действия:
  • Личностное самоопределение.
  • Смыслообразование.
  • Нравственно-этическая ориентация.
  1. 2.                Регулятивные действия:
  • Целеполагание.
  • Планирование.
  • Контроль.
  • Оценка.
  1. 3.                Познавательные универсальные действия:
  • Общеучебные действия:

ü    Поиск и выделение необходимой информации.

ü    Применение методов информационного поиска.

ü    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

ü    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ü    Определение основной и второстепенной информации.

ü    Моделирование.

  • Логические универсальные действия: 

ü    Анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных).

ü    Синтез — составление целого из частей;

ü    Выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

ü    Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений; Постановка и решение проблемы

ü    формулирование проблемы;

ü    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. 4.                Коммуникативные действия
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  • Разрешение конфликтов.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 Стратегия модернизации образования предполагает, что в осно­ву обновления содержания образования будут положены ключевые компетентности — имеющиеся знания, опыт, необходимые для успешной и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области. Нами выделены  ключевые компетентности, направленные на развитие познавательной активности воспитанников:

  • Ценностно-смысловые компетенции- компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. 
  • Общекультурные компетенции - роль науки и религии в жизни человека. 
  • Учебно-познавательные компетенции - способы планирования, анализа, самооценки. Обучающийся,  овладевает добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умением действовать в нестандартных ситуациях, умением отличить факты от домыслов. 
  • Информационные компетенции -  умение пользоваться современными средствами информации.
  • Коммуникативные компетенции -  знание навыков работы в группе, коллективе, умение представить себя.
  • Компетенции личностного самосовершенствования – правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, способы безопасной жизнедеятельности.

Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (по Илюшину Л.С.):

• в выполняемых действиях;

• в осуществляемых операциях;

• в совершаемых поступках и формах поведения;

• в формулируемых суждениях и оценках;

• в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях вы­бора;

• в ситуациях взаимодействия и диалога.

 

 Руководитель подбирает упражнения и тренинги по уровню сложности учитывая возрастные особенности детей.

Программа предусматривает изучение следующих курсов:

  • Знакомство с удивительным миром театра;
  • Словесное действие;
  • Актёрское мастерство;
  • Воспитательная деятельность.

 

 

 

 

         Учебно - тематический  план первого года обучения на 144 часа

(образовательная программа «Золотое поколение»)

 

Предмет

ТЕМА

Кол-во

часов

Теория

Практика

Знакомство с удивительным миром театра

 

Знакомство с участниками коллектива. Вводное занятие: «Театр как вид искусства».

 

2

1

1

Словесное действие

Практическое овладение

навыками  художественного

слова.

 

7

 

2

5

Простейшие упражнения на дыхание

 

2

 

1

1

Простейшие упражнения на дикцию.

4

1

3

Индивидуальные занятия.

10

-

10

Речь в движении

5

2

3

Актёрское

мастерство 

«Театр как мощный источник развития и воспитания личности»

2

2

-

Основные элементы актерского мастерства «Внимание», «воображение», «общение», «фантазия», «мышление»

 

10

 

1

9

Элемент актерского мастерства «Память»

 

5

1

4

Мышечная свобода и раскрепощенность

10

1

9

Тренинги на сплочение коллектива

10

-

10

Игры и  тренинги на коммуникабельность.

 

10

1

9

Пластические тренинги

10

-

10

Подготовка к итоговому показу. Репетиции.

21

1

20

Итоговый показ (композиция, сказка и др.)

1

-

1

Воспитательная деятельность

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Беседа  о здоровом образе жизни.

2

2

 

Беседа «Правила и нормы поведения в обществе»

 

2

2

-

Посещение культурно – досуговых учреждений г. Улан - Удэ

10

-

10

Участие в мероприятиях ДДТ

20

5

15

Итого:

144

29

115

 

Содержание  программы I  года обучения.

1. Знакомство с удивительным миром театра: «Театр как вид искусства» - ребята знакомятся с синтетической природой театра (связь с другими видами искусства), его жанрами, некоторыми деятелями театрального искусства.

2. Словесное действие: В процессе изучения курса ребята посредством тренингов учатся правильно дышать, развивают дикцию.

3. «Актерское мастерство». Игры на развитие актёрского внимания, воображения, фантазии, характерности, выразительности. Учатся актерской смелости и свободе.  По средствам пластических упражнений, участники коллектива  развивают выносливость, гибкость, пластичность и красоту движения  тела. В конце года предусмотрен итоговый показ.

4. «Воспитательная деятельность» - деятельность учащихся направленная

на развитие ребенка как личности. Педагог проводит инструктаж по ТБ, проводит с детьми экскурсии по культурным местам города. Посещая спектакли городских театров,  ребята учатся отличать «жизненную правду» от изображения.

 

Учебно - тематический  план второго года обучения на 144 часа. (образовательная программа «Золотое поколение»)

Предмет

ТЕМА

Кол-во

часов

Теория

Практика

Словесное

действие

Практическое овладение

навыками  художественного

слова. 

20

-

20

Артикуляционная гимнастика

5

-

5

Тренинги на дикцию (пословицы, поговорки, скороговорки)

10

-

10

Дыхание.

5

-

5

Речевые тренинги.

10

-

10

Индивидуальные занятия.

20

-

20

Актерское

мастерство

Зарубежные театры. Их особенности. Жанры. Актеры.

2

2

 

Упражнения и тренинги на элементы актерского мастерства. Этюды.

20

-

20

Работа над логикой и линией поведения персонажа.

15

3

12

Пластические тренинги

20

-

20

Фантазирование  по роли

12

-

12

Характерность

15

-

15

Сочинение простейших этюдов

20

2

18

Подготовка к итоговому показу. Репетиции.

30

5

25

Итоговый показ

2

 

2

Воспитатель-ная

деятельность

Инструктаж по ТБ

2

2

 

Лекции по этикету

3

3

 

Участие в мероприятиях ДДТ, города, района.

5

-

5

Итого:

 

     216

    17

199

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 2 года обучения

Второй год обучения предусматривает углубление в театральную деятельность.

  1. «Словесное действие» - дети продолжают работать над орфоэпией, дыханием, дикцией.  Ребята применяют полученные знания на практике. Пробуют работать в разных жанрах: стихи, прозаическое чтение, монологи.
  2. «Актерское мастерство».  Работа по данному разделу на 2 году обучения связанна с работой участника коллектива над ролью. Ребенок совместно с педагогом работает над  творческим самочувствием, характерностью персонажа, фантазирует по роли.  Начинают работать  этюдным методом.
  3. «Воспитательная деятельность»  - Лекции по этикету предложенные педагогом на занятиях направлены  на развитие ребенка как нравственной личности.  

Участие и выступления  ребят на мероприятиях вырабатывают артистическую смелость, умение организоваться и дисциплинироваться.

Распределение часов по темам в программе не является строго регламентированным. Педагог, учитывая интересы учеников, может перераспределять часы, ставить те или иные практические занятия, выбирать разные формы организации занятий и методы обучения, помня о том, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей должна преобладать над теорией. Для первого года обучения заложены часы на комплектование группы.

Ожидаемый результат

По окончании первого года обучения воспитанник должен:

  • Увлечься творческими задачами студии.
  • Уметь ориентироваться в профессиональной актёрской и режиссёрской терминологии.
  • Избавиться от зажимов и комплексов.
  • Научиться элементарным основам актёрского мастерства, сценического движения, сценической речи
  • Научиться правильно, интонировать стихотворный и прозаический текст.
  • Получить знания о творческой деятельности великих мастеров театра.

По окончанию второго года воспитанник должен знать:

  • Уметь выстроить логику поведения персонажа;
  • Составить правильно биографию своего героя;
  • Обрести актерскую смелость;
  • Читать правильно наиболее сложные стихи, текст героев.
  • Знать виды и  жанры русских и зарубежных театров.
  • Придумывать этюды и номера совместно с педагогом.

 

Методическое  обеспечение программы

1. Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная, исследовательская и творческая.

  Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусма­тривает освоение учебной информации через рассказ педагога, бе­седу, самостоятельную работу с литературой.

   Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладе­ние ими умениями и навыками через выполнение работы, наблюдения по заданному плану. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности, внимательности учащихся.

   Исследовательская деятельность обучающихся  – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

  Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.

   Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возмож­ность развивать универсальные учебные действия, творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осу­ществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, на­глядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, воз­растных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в про­цессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

2. Виды дидактических материалов:

Естественные:

Объёмные: ширмы

Схематические:  оформленный стенд с терминологией и историей театра 

Картинный: репродукции картин, фотоматериал 

Звуковой: музыка различных жанров и направлений 

Смешанный:  видеоматериалы

 Дидактические пособия: Пол Элсам «Мастер – класс для начинающего актера»,  Лидия Новицкая «Уроки вдохновения» 2 части.

 

Материально – техническое  обеспечение

Для реализации программы дополнительного образования  необходимо следующее оборудование

- сцена;

- музыкальный центр;

- флеш – карта, камера, фотоаппарат;

- фонотека;

- спортивный инвентарь (обручи, маты, мячи, скакалки и т.д.);

- сценические костюмы;

- Грим.

Список использованной литературы

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.
  2.  Булгаков М. Пьесы. -М., Советский писатель, 1991г. – 800с.
  3.  Ганелин.Е.Р. Школьный театр (программа обучения детей основам сценического искусства), 2002.
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр,- М., Просвещение, 2004г. – 64с.
  5. Дэвидсон Д. Полное руководство по ораторскому искусству, -М., Эксмо, 2005г.-416с.
  6. К. С. Станиславский. «Работа актера над собой», М. А. Чехов. «О технике актера»,-М., АРТ, 2008г.- 496 с.
  7. Карпов Н. Уроки сценического движения, Париж, Акта,1999г. – 216
  8. Немировский, А.В. Пластическая выразительность актёра - М.,Искусство,1976.-160с.
  9. Никитина А.Б.  «Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов, - М., Владос, 2001г. - 120

 

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

3.Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

4. Примерные требования к программам дополнительного образо­вания детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспита­ния и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).

6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

 

Литература для  учащихся и их родителей

 

  1. В.В.  Петрусинский «Игры. Обучение. Досуг», М., «Просвещение» 1972г.
  2. Пол Элсам «Мастер – класс для начинающего актера», Ростов на Дону,               «Феникс», 2008