Рабочая образовательная программа "Солнышко"

   

Приложение

 

 

 

1. Пояснительная записка

2. Учебно –тематический план 1 –го года обучения

3.Учебно тематический план 2 -го года обучения

3.Учебно тематический план 3 -го года обучения

3.Учебно тематический план 4-го года обучения

4.Содержание программы 1- го года обучения

5. Содержание программы 2-го года обучения

5. Содержание программы 3-го года обучения

Содержание программы 4-го года обучения

6. Репертуар

7.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Музыкально эстетическое воспитание и вокальное развитие детей должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения- и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

    В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход влияние на каждого участника коллектива, так как занятия проходят небольшими группами ( 12-15человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

    В условиях коллективного исполнения у школьников развивается « чувство локтя», доверия партнеру и уважения к нему. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для сольного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман, костим движения под музыку и общий « образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

 Новизна образовательной программы состоит в том, что она  предполагает не только получение музыкальных знаний, но и воспитание  культуры, а также формирование умений творческого характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение культуры своей местности, района, республики.

Актуальность образовательной программы ансамбля  «Солнышко» заключается в том, что  детям свойственна  высокая познавательная активность, направленная на познание музыкального мира. Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее состояние ребенка.

Цель программы:                  

-Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни человека;

-Овладеть навыками народной манеры пения;

 

Задачи программы:

Образовательные:

-Углубить знания детей  области музыки: народной, эстрадной.

-Обучить детей вокальным навыкам;

-Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее.

-Формировать чувство прекрасного на основе народного и современного музыкального материала;

-Развивающая:

-Разить музыкально-эстетический вкус;

-Развить музыкальные способности детей;

Программа рассчитана на два года. Детям  отводятся двух часовые занятия два три раза в неделю.

В программе предусмотрена- индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

Программа включает в себя: лекции, беседы, тематические вечера, концерты

Методы обучения:

- Словесный

- практический

- наглядный

 

Принципы обучения:

- доступности (по возрастам)

- систематичности

- от простого к сложному

-закрепление теоретических знаний на практики

 

 Валеологические задачи:

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Формировать гигиенические знания и умения.

      Программа предназначена для обучающихся младших классов школы № 52 7-10 лет.  В ансамбль принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: 1-й год обучении-15 человек; 2-4й год обучения - 12-15 человек.

    Программа рассчитана на 4 года обучения.  На занятиях используются   формы организации деятельности учащихся:

  • Индивидуальная (индивидуально-групповая).
  • Фронтальная (работа по группам).

    Педагогом используются методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесные (устное изложение, беседа, объяснение)
  • Наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение).
  • Практические    ( практические работы).

     Типы занятий:                                                              

  • Комбинированное.
  • Теоретическое.
  • Практическое.

Формы проведения занятий:

 

Праздник

 

Беседа

 

 

Викторина

Презентация

 

Обсуждение

Наблюдение

 

Занятие-игра

 

 

Режим занятий. На 1-м  году обучения занятия проводятся  четыре часа в неделю (два раза по два), на 2-4-м году обучения – шесть часов в неделю  ( три раза  по два). Предусмотрен перерыв между занятиями 15-20 минут для отдыха детей  на свежем воздухе.

Аппарат контроля
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации.

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских,  мероприятий.

                                                                                    

Концу первого года обучения дети должны:

знать:

-средства музыкальной выразительности: темп, динамику.

-название женских, и мужских певческих голосов.

- народный календарь: «Рождество», «Зимние Святки»; Весенние календарные праздники «Масленица», « Вербное воскресенье».

- народные игры « Цепи- цепи кованные», « А мы просо сеяли», « В хороводе были мы».

- основные элементы народного общерусского костюма ( стилизованного), с основными элементами: рубаха, сарафан, обувь головной убор.

 

 уметь:

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука.

-Соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени ( при пении сидя). 

- исполнять, слышать и слушать себя в общем звучании ансамбля.

-владеть народной манерой пения, близким посылом звука, певческим дыханием.

 

К концу второго года обучения дети должны

знать:

-узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты. (шумовые, духовые, струнные).

- календарно -обрядовые песни, хороводные, плясовые, лирические, частушки.

- элементы движения народной хореографии: Шаг с носка, с каблука, дробовая дорожка, переменный шаг.

- платочек в русском танце.

Уметь:

-исполнять песни без сопровождения ( а, капелла).

-распеваться в терцию, кварту, квинту.

-эмоционально исполнять репертуар.

-владеть близким посылом звука, открытым легким.

 

Условия реализации программы

Цели и задачи учебно- воспитательной работы в Ансамбле.

Целью деятельности народного ансамбля является овладение народной певческой культурой. В практическом исполнении хороводных, плясовых, обрядовых, лирических песен и частушек.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с жанрами русской народной песни.

-Обучить детей народному музыкальному языку, пению в народной манере.

-Привить детям любовь к народной культуре, через освоение народной песни.

Развивающие задачи:

-Развитие художественного образа мышления детей, повышения речевой культуры;

-Развитие музыкальных способностей: памяти, ритма, точности интонации, музыкальности;

Воспитательные задачи:

-Воспитание средствами народного искусства индивидуальной личности способной неординарно мыслить и проявлять творчество во всех видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план на 1 год обучения

 

 

п.п.

Наименование разделов и тем

Теорит.

Практ.

Всего

Часов.

1          

Музыкально теоретические дисциплины.

1.1.Темп: медленно-быстро

1.2. Динамика: громко- тихо

1.3.Типы голосов. Мужские ( Т,Б.) Женские(S,А,).Определение Диапазона.

 

 

1

1

 

1

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

6

2

Народное искусство.

 

 

48

2.1

Музыкальный фольклор

1

10

11

2.2

Вокальное - хоровое пение

 

10

 

2.3

Индивидуальная работа: по постановке голоса. Работа с солистами.

 

5

 

2.4

Народная хореография

 

3

 

2.5

Народные инструменты

1

12

 

3

Народный календарь

 

 

 

61

3.1

Знакомство с календарными праздниками и обрядами

4

6

 

3.2

Подготовка и проведение весенних праздников «масленица». Зимних праздников«Святки» «Рождество».

6

14

 

3.3

Народные игры

8

10

 

3.4

Русский народный костюм

9

4

 

4

Мероприятие воспитательно позновательного характера

 

3

 

2

 

5

5

Праздничные мероприятия

1

3

5

 

6

 

Работа с родителями

 

7

 

13

 

19

 

Итого:

43

101

144 ч.

 

 

 

Учебно-тематический план на 2 год обучения

 

 

п.п.

Наименование разделов и тем

Теорит.

Практ.

Всего

Часов.

1          

 « Народное песенное творчество».

 

 

101

1.1

Музыкальный фольклор

2

8

 

1.2

Вокальное - хоровое пение

3

37

 

1.3

Индивидуальная работа: по постановке голоса. Работа с солистами.

-

10

 

1.4.

Народная хореография

 

5

 

1.5.

Народные инструменты

5

30

 

2

Народный календарь

 

 

40

2.1.

Знакомство с календарными праздниками и обрядами

5              

16

 

2.2.

Весенние календарные праздники «Вербное воскресенье»

4

15

 

3

Мировая художественная культура

 

 

40

3.1.

Род, семья, я.

3

9

 

3.2.

Одежда мальчика и девочки

4

7

 

3.3.

Головные уборы мальчика и девочки

5

12

 

4

Жанры русского музыкального фольклора

 

 

25

4.1.

Русский устный эпос

2

6

 

4.2.

Разновидности былин

4

12

 

5

Воспитательная работа

6

 

6

6

Работа с родителями

3

2

5

 

Всего:

46

170

216

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план на 3- год обучения

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Теорит.

Практ.

Всего

Часов.

1          

 «музыкально теоретические дисцеплины

 

 

125

1.1

В ведение

1

 

1

1.2

Средства музыкальной выразительности

5

5

10

1.3

Хор его разновидности

-

10

10

1.4.

1.5

Типы певческих голосов

Народная песня ее виды

5

5

5

15

10

20

1.6.

Солист, дуэт, трио, квартет

10

10

20

1.7 

Современная музыка

 

 

20

1.8.

джаз

5              

10

15

1.9

Авторская песня

4

15

19

2. 

Вокальная работа

 

 

48

2.2

2.3

Развитие певческого диапазона

Работа над певческой установкой

5

2

15

6

20

8

2.4

Пение фальцетом. Работа над музыкальным и сценическим образом

5

10

20

3

Музыкально- образовательные беседы

 

 

43

3.1 

Современная музыка -что это? 

5

5

10

3.2

Возникновение джаза

2

6

8

5

Воспитательная работа

5

5

10

6

Работа с родителями

10

5

15

 

Всего: 

3

2

5

 

 

 

 

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план на 4- год обучения

 

№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.

Музыкальные инструменты.

Симфонический оркестр.

Оркестр народных инструментов.

Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.

Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.

Народная музыка, ее разновидности.

Формы произведений: вариации, рондо.

Романс.

Известные исполнители романсов.

 

 

1

4

6

6

6

9

 

9

 

9

 

6

 

9

9

 

 

-

4

6

6

6

9

 

9

 

9

 

9

 

9

18

 

 

1

8

12

12

12

18

 

18

 

18

 

15

 

18

27

2.

Вокальная работа.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской. Отработка сценической постановки художественного номера.

9

60

69

3.

Музыкально-образовательные беседы.

История возникновения романса.

Александр Вертинский.

 

 

3

3

 

 

-

-

 

 

3

3

 

216

 

 

 

Содержание программы 1-го года обучения

Раздел 1.Музыкально теоретические дисциплины.

Тема 1.1.Темп: быстро медленно. Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.

Тема1.2.Динамика: громко- тихо( forte- piano). Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.

Тема 1.2. Типы голосов: Мужские (Т,Б), Женские(S,А) . Название групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона у участников коллектива.

 Раздел 2. Народное искусство

Тема 2.1 Разучивание прибауток, считалок, закличек. Изучение песенного материала. Знакомство с песнями разного жанра.

Теме 2.2 Вокальное хоровое пение

  1) Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слов с музыкой, движением.

  2) Малообъемные песни: песни- игры, веснянки, потешки в 1- 2 звука в терцию.

  3)Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты.

 4) знакомство с вокально-хоровыми приемами народной манеры пения, близкой к разговорной речи.

  5) Формирование звука, открытого легкого, звонкого.

  6) Пение в унисон; а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество звучания; б) формирование осознанной пульсации в песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием образного содержания исполняющего репертуара.

Тема 2.3.Индивидуальная работа по постановке голоса. Работа с солистами.

1)    Развитие голосовых данных: умение владеть голосовым аппаратом, певческим дыханием, народной манерой пения, близким посылом звука.

2)     Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

 Тема 2.4. Народная хореография.

1)    Освоение движений: простые дроби, двулистник, трилистник, переменный шаг.

2) Основное положение рук: подбоченившись. Следить чтобы плечевой пояс был не зажат ( руки в низ).

4) Русский поклон: поясной, грудной.

5) Соединение рук в хороводные фигуры, хороводный круг, круг в круге, стенка, вынос каблука с « фасоном». Соединение изучающих элементов с плясовыми песнями.

Тема.2.5. Применение р.н.и. инструментов на практике шумовые: (бубен, маракас, трещотки); духовые (свирель)

Раздел 3. Народный календарь.

Тема 3.1. Знакомство календарными праздниками и обрядами.

1)    Календарные праздники и обряды. Зимние, весенние праздники « Масленица», « Святки», « Рождество».

3) Происхождение праздников, связь их с природой.

Тема 3.2. Подготовка и проведение праздника «Масленицы», «Рождество», «Святки».         

1)    Масленица, сырная неделя; дни недели, их названия и назначения. Блины как символ солнца. Масленичный ритуал сожжение чучело. Подготовка сценария разучивание ролей.

1)    Проведение праздника. Рождественский пост, елка, свеча в окне.

2)    Колядки, ряженые, песнопения, вертеп, уличные гуляния.

3)    Проведение праздника « Рождественские колядки».

Тема3.3 Народные игры

          вызывать положительные эмоции у детей, желание детей принимать участие в играх, выполнять не сложные правила игры. Использовать считалки для выбора ведущего.

Тема3.4.Русский народный костим.

 Изучение женского головного убора. Женского и мужского костюма. Рассказать о элементах украшение общерусского народного костюма.

4.Мероприятие воспитательно - познавательного характера.

Организовать просмотр спектаклей концертов. Развивать умение, внимательно смотреть и слушать выступление других ансамблей, после просмотра обсуждать мероприятие, и уметь высказать свое мнение.

        5 Праздничные мероприятия.

Подготовка и участие в общеизвестных праздниках«1-е сентября»,

 « День учителя», «День пожилого человека», « День матери», День защитника отечества», « 8 марта», «Новый год».

6. Работа с родителями.

1.Родительское собрание, частные беседы с родителями детей.

2. Совместные чаепития детей и родителей.

3.Посещение выступление детей родителями.

 

 

Содержание программы второго года обучения.

 

Раздел 1.Народно – песенное творчество

Тема 1.1 Музыкальный фольклор

 

     1)Изучение песенного материала. Песни обрядовые, хороводные, плясовые, лирические, игровые, частушки.

Тема 1.2 Вокально – хоровое пение.

 

1)    Расширение диапазона песенного материала до сексты, поступенное движение, квартовые ходы, трихорды.

2)    Пение без сопровождения инструментов, а, капелла.

3)    Распевки: в терцию, кварту, квинту.

4)     Точное воспроизведение ритмического рисунка.

5)     Работа над дикцией, цепным дыханием, звукоизвлечением.

Тема 1.3 Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовке сольных номеров.

 

1)    Развитие голосовых данных: распевки, соответствующие голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом.

2)    Петь на хорошей опоре звука.

 

Тема 1.4Народная хореография

 

1)    Изучение фигур орнаментных хороводов: два круга рядом, восьмерка, корзиночка, воротники, колонна.

2)     Изучение элемента шаг с носка, с каблука, шаркающий шаг, дробовая дорожка, переменный шаг, тройной притоп, ковырялочка, лопушки ( удар по голени и подошве)

      3)    Платочек в русском танце.

Тема 1.5 Народные инструменты

 

1)    Навыки работы с ударными и шумовыми музыкальными инструментами.

2)    В проигрыше плясовых песен в водить духовой инструмент Свирель.

 

Раздел 2. Народный календарь

2.1Знакомство с календарными праздниками и обрядами

Познакомить детей с обрядами традициями народного праздника « Вербное воскресенье». Разучить тематические песни.

 

Тема 2.2 Вербное воскресенье ( выход господня в Иерусалим):

а)воскресение природы,

 б) верба – символ солнца и жизни; поход за живой вербой. Разучивание весенних песен.

 

Тема 2.3Весенние календарные и христианские праздники

 

1)    Подготовка и проведение праздника « Жаворонушка».

2)    Изготовление птиц из теста и бумаги.

3)    Разучивание и исполнение весеннее – летних закличек, попевок. Песни игры « Жучок – паучок». Изготовление яиц писанок.

Раздел 3. Мировая художественная культура.

Тема 3.1 Понятие. Род. Семья. Я.

Равный в роду; право на труд.

Тема 3.2 Одежда мальчика и девочки. Головные уборы, Рубаха сарафан, шаровары, цветовая гамма.

Пошив женской мужской одежды на мягкую куклу

Тема 3.3 Головные уборы мальчика и девочки.

Просмотр журналов с головными уборами различных областей России

Пошив женских, девичьих, головных уборов ( кики, сороки)

 Раздел 4. Жанры русского музыкального фольклора.

Тема 4.1Русский устный эпос

       Песни, сказания, предания

    Духовные стихи, Баллады, Былички  -характеристика жанра, специфика жанра.

 

Тема 4.2 Разновидности былин:

       1)«Новгородские былины», «Киевские былины».                     Характеристика былин Киевского периода.

2)Главные герои (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Художественные приемы гипербола ( Приувиличение).

Раздел 5.Воспитательная работа

          1)Встречи с другими коллективами, изучающими народную культуру.

          2) Выступление детей перед родителями.

           3)Принимать участие в городских мероприятиях, конкурсах.

Раздел 6. Работа с родителями.

           1)Родительское собрание, беседы с родителями детей.

2)Совместные чаепития детей и родителей.

3)Участие родителей в подготовке к мероприятиям.

4)Оформление стенда

 

Содержание программы 3го года обучения

 

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

 

Средства музыкальной выразительности.

 

Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.

Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

Хор, его разновидности.

 

Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор.

Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу.

Типы певческих голосов в хоре.

 

Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом.

Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора.

Народная песня ее виды.

Лирическая, плясовая, хоровая, обрядовая, свадебная.

Слушать записи .

Солист, дуэт, трио, квартет.

 

. Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям

Слушание вокальных и инструментальных ансамблей

Современная музыка.

 

Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и  XXI века.

Слушание произведений композиторов XX и  XXI века. Определение специфики.

Джаз.

 

История возникновения джаза.  Джорж Гершвин – американский композитор.

Слушание джазовой музыки,  определение звучания джазовых инструментов.

Рок-музыка.

 

Специфика рок-музыки. Известные рок-музыканты России и зарубежные.

Анализ рок-музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время?

Авторская песня.

Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки.

Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов.

Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом.

Работа над музыкальным и сценическим образом.

 

Определение фальцета.

Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения.

Современная музыка – что это?

 

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке.

 

Возникновение джаза.

История возникновения джаза как слияния двух культур.  Его особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание знаний, умений, навыков детей 3-го года обучения:

 

Дети должны:

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

 - уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

- знать творчество композиторов «Могучей кучки»;

- знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров;

- знать творчество русских композиторов 20 века (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.);

- различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки;

- называть композиторов-бардов;

 

Уметь:

- петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;

- ясно, грамотно произносить текст;

- чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять  различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля малой октавы – до (ре) второй октавы;

- передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков.

- знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;

- - сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу.

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;

- петь в диапазоне: первые голоса – си малой октавы – фа второй октавы, низкие голоса – ля малой октавы – до второй октавы, юноши – ре малой октавы – до первой октавы.

 

 

 

Содержание программы

4 года обучения

 

 

 

Тема

Теория

Практика

Введение.

Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.

 

Музыкальные инструменты.

 

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.

Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение симфонического оркестра, его особенностей. Расположение инструментов. 3 основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром.

Определение на слух звучание симфонического оркестра.  Располагать инструменты в симфоническом оркестре.

Оркестр народных инструментов.

Определение специфики оркестра народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты. Удмуртские музыкальные инструменты.

Определение на слух звучания оркестра народных инструментов. Знать национальную принадлежность музыкальных инструментов. Знать и уметь определять звучание русских и удмуртских музыкальных инструментов.

Народная музыка, ее разновидности.

 

Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Специфика русских и удмуртских народных песен.

Слушание народной музыки, определение ее национальной принадлежности.

 

Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.

 

Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей.

Слушание произведений данных  композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.

 

Биографические данные и основные этапы творчества.

Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.

Слушание произведений данных  композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

Формы произведений: вариации, рондо.

 

Отличительные черты формы рондо и вариаций. Буквенное обозначение форм.

Слушание музыкальных произведений, написанных в форме рондо. Сочинение песни в вариационной форме и форме рондо.

Романс.

 

Определение романса. Специфические черты построения и исполнения романсов.

Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов.

Известные исполнители романсов.

Самые известные исполнители романсов в России. Определение их типа голоса.

Слушание романсов в исполнении Вишневской, Лемешева, Виноградова и других.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера.

Определение тембра голоса.

Пение на сцене, работа над сценическим образом произведений.

История возникновения романса.

 

Романс – цыганская песня души. Беседа с использованием звучания романсов в различных исполнениях.

 

Александр Вертинский.

Творческий вечер, посвященный памяти Вертинского.

 

 

 

 

 

Содержание знаний, умений, навыков детей 4-го года обучения:

 

К концу четвертого года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда. 

Учащиеся должны:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;

- освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки;

- определять двухдольность и трехдольность;

- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;

- различать звучание мажора и минора.

             - узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;                                                                                           

- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;                                                                                                                                                                    

- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;

- знать состав оркестра русских народных инструментов;

- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;

- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;

-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;

-знать особенности романса, приводить примеры, исполнять;

-знать основных исполнителей романсов в России.

 

Уметь:

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;

- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;

- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;

- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и соль мажор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репертуар

 

 

1.«Ванька ключник», р.н.п.

 

2. « Вот кум куме шел», игровая

 

3. « Жил я у пана», игровая

 

4. « Уж и я ли молода», плясовая

 

5. «В нашей Кате», плясовая

 

6. « У Федорки на задворках», шуточно игровая

 

7. «Идет Ваня пастушок», шуточно игровая

 

8. «Не думала, не гадала», лирическая

 

9. « Ой кума, кума», плясовая

 

10. «Ты, береза белая», семейская

 

11. «Ой- блины мои блины», масленичная

 

12. «В саду в саду я была», лирическая протяжная.

 

13. « Кадрильная», плясовая

 

 14. «Подуй, подуй ветер», плясовая

 

 15. «Ой, совечора», плясовая

 

 16. « Вечор девки», семейская

 

 17. «Подай балалайку», плясовая

 

 18. « Умывало красно солнышко» р.н.п.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998


2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

4.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.