Рабочая образовательная программа "Казачок"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в школе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну.

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения, родного фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом Российского государства, казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской, культуры, проявлялась в  образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.

Новизна программы заключается в том, что в ней демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.

Актуальность

Сегодня в условиях обретения политической свободы,  демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине , лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Цели данной программы направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля.

Данная программа знакомит  школьников с историей, традициями, культурой, бытом казаков создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка, развивает творческий потенциал учащихся.

Ребята с удовольствием приходят на занятия, знакомятся с казачьим фольклором, разучивают песни разного жанра, лирические плясовые, походные, изучают хореографию, делают разводки в песнях, играют на русских народных инструментах, Трещотки, Бубен. Принимают участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, школьных мероприятиях.

 

 

Задачи:

 

- воспитание подлинного патриотизма

 

- возрождение духовных и нравственных начал народной жизни, приумножение   богатств духовной культуру своего края;

 

- изучение и сохранение исторического и культурного наследия казачества.

 

- приобщение детей к историко-культурному наследию, к нравственным и духовным ценностям казачества;

 

 

- создание условий для социализации учащихся, формирования гражданско-патриотической ответственности, формирования  таких черт характера как милосердие, справедливость, доброта, честность, трудолюбие.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

 

- основные положительные традиции, обычаи жизни казаков;

 

- основные исторические вехи  казачества,   края;

 

- казачьи символику и знаки;

 

- основные православные праздники: Рождество, Пасха, Страстная неделя, День Казанской иконы Божьей Матери (иконы казачества);

 

- основные казачьи заповеди;

 

- произведений казачьего фольклора.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

 

- выполнять элементы строевой подготовки: движение в пешем строю, команды в строю и проч.;

 

- участвовать в концертах и выставках;

 

- применять полученные знания в жизни;

 

- вести себя эстетически и этически грамотно;

 

- понимать что такое ответственность, долг, честь, нравственные поступки.

 

Формы организации учебного процесса: беседы, уроки-путешествия, конкурсы.

Формы внеклассной работы: проведение фольклорных и казачьих праздников, экскурсии, встречи с представителями казачества,  экскурсии в музей, встреча с коллективами художественной самодеятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план. 1-ый год.

 

Наименование разделов

Общее количество часов

Количество часов учебных занятий

Теоретич.

Практич.

1

Введение.

2

2

-

2

Входная диагностика. История  казачества

4

3

1

3

Казачья старина

6

3

3

4

Фольклор казачества

30

10

20

5

Казачьи символы и знаки

6

3

3

6

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско»

6

6

6

7

Строевая подготовка. Разучивание строевой песни

10

5

5

8

 Предание старины глубокой

6

1

5

9

Обряды и праздники казаков

20

10

10

10

Край, в котором ты живешь.

16

8

8

11

Бабушкин сундук

10

5

5

12

Казачье житейство

20

10

10

13

Казак рождался воином

8

4

4

 

Всего:

144.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план. 2-ой год.

 

Наименование разделов

Общее количество часов

Количество часов учебных занятий

Теоретич.

Практич.

1

Входная диагностика. История своего края

10

5

5

2

Казачья старина

10

5

5

3

Фольклор казачества

30

10

20

4

Забытые казачьи игры.

4

1

3

5

Казачьи символы и знаки

4

4

-

6

Теория развития казачьего движения.

8

5

3

7

Православные праздники

10

5

5

8

Строевая подготовка.

16

8

8

9

Заповеди казаков.

6

3

3

10

Поиск корней Древа казачьего рода

16

10

6

11

Оформление казачьего уголка

10

5

5

12

Казачье житейство

10

5

5

13

Народный театр

10

5

5

15

Сбор материала о нравственных устоях в казачьих семьях

16

8

8

16

Песенные традиции Забайкалья

16

8

8

17

Старинная казачья кухня

16

10

6

18

Казаки и казачки

24

14

12

 

Всего:

216

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 1 года

 

История казачества

 

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика.

 

 

Исторические  материалы: « Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Оренбургское казачье войско», « Наказы казачества».

 

Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия «Исторические места Саракташского района», урок-встреча «История Оренбургского казачества».

 

Казачья  старина   

 

Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака.

 

Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки.

 

Фольклор  казачества    

 

 Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни).

 

Народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке», «Вечерняя». «Ой на горе калина», «Запрягайка батька лошадь».

 

Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей.

 

Казачьи символы и знаки     

 

Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.

 

Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки. Изготовление игрушечной нагайки и шашки.

 

Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и шашки.

 

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско»  

 

Старинный обряд «Принятие новобранца в  казачье войско». Присяга. Заповеди казаков.

Заочное знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.

 

 Православные праздники  и обряды

 

Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными обрядами и праздниками. Праздник Рождества Христова.

 

Знакомство с русской православной иконой. Православная газета для детей «Свечечка».

 

 

Строевая подготовка    

 

Беседа о строевой подготовке взрослых казаков. Рассказ казаков о парадах, на которых они были участниками.

 

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», « Налево!»,  «Кругом!», выход из строя.

Годовые требования

 

Преданья старины глубокой

 

История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанра казачьего фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно- историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.

Частушка. Язык частушек. Отражение в частушках условие быта.

 

Край в котором ты живешь

 

 Воспитать чувства любви к своей станице, своей стране, ее защитникам, к людям, прославившим России: гордости за историческое прошлое края, русского государства. Тематика занятий край, в котором ты живешь. История возникновения станицы. Памятники станицы.

 

Бабушкин сундук

 

 Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети 18 столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала 19 по 1917 год. Основные элементы форменной одежды казаков.

 

Казачье житейство

 

 Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении курений в северной и южной частях России.

 

Казак рождался воином.

 

 Обычаи, связанные с рождением сына. Обряд посвящения в казаки. Нравственное воспитание казака. Военные игры. Скачки и их роль в жизни казака. История казачьего рукопашного боя. Оружие казаков. Проводы на службу.

 

 

В конце первого года обучения учащиеся должны

 знать:

• понятия: казачество, казак, казачье войско;

 

•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;

 

• как выглядели казачья хата и подворье;

 

• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,       «Ой, при лужке, при лужке»;

 

• главные символы России: флаг, гимн, герб;

 

• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;

 

• особенности православного праздника – Рождества;

уметь:

 

• исполнить народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке»;

 

• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;

 

• маршировать в ногу, выполнять команды: «Направо!», « Налево!»,  «Кругом!», выход из строя.

 

 

 

Содержание программы 2 год обучения

 

 

 

История своего края

 

Беседа «По казачьему следу от далеких времен». Первая борозда. Дарованная земля. «Быть здесь городу!..» 

 

Экскурсия в библиотеку, рассматривание и чтение книг об истории Забайкальского  края.

 

 

Казачья старина.

 

 

Казаки и родители. Отношение к старшим. Казаки и гости. Отношение к женщине. Казак в быту.

Встреча со старожилами поселка, сбор информации об устоях семьи в прошлом.

 

Казачий фольклор

 

Образы и персонажи казачьего фольклора. Казачья пантомимика. Трудовые и военные песни. Импровизация через обращение к национальным истокам.

 

Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с казачьими песнями и частушками. Разучивание песен и частушек оренбургских казаков.

 

Забытые казачьи игры      

 

Старинные казачьи игры: «Пятнашки», «Казачий погребок», «Двенадцать палочек», «Кубанка», «Брыль», «Достань подкову».Игры с коновязью, «Чехарда», «Схоронички», «Нагайка и кнут», «Городки», «Ножички», «Прыгалка через верёвку»,«Заря»,«Иголка, нитка и узелок»,«Лапта», «Ловишка в кругу»,«Снежинки, ветер и мороз», «Пятнашки»,«Салки»,«Гори–гори ясно».

 

 

Разучивание старинных казачьих игр.

 

Казачьи символы и знаки

 

Казачьи символы и знаки: атаманский кафтан и шапка, погоны, лампасы. Знакомство с репродукциями  портретов знаменитых атаманов казачества XVIII  и XIX веков Изучение отличий погон и лампасов казачьей формы разных регионов России.

 

Теория развития казачьего движения     

 

Устройство казачьих станиц и крепостей по оренбургской границе.

Чтение статей из книги «История Оренбургского казачьего войска»

 

Строевая подготовка.

 

 

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Сдача рапорта, приветствие старших по званию.

 

Элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

 

Православные праздники и обряды

 

Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха.

Чтение статей из книги А.Г. Багаевой  «Культура православной России»: «Пасха», «Народный календарь».

Нанесение узоров на пасхальные яйца. Просмотр репродукций экспонатов из Эрмитажа.

 

Заповеди казаков

 

Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу».

 

Заповеди казачества.  Наказ казаков.  Новые заповеди казачества

 

 

Корни и ветви «Древа казачьего рода»  

 

Беседа «Генеалогическое древо Забайкальского казачества».

 

Составление «Генеалогического древа Забайкальского казачества».

 

Оформление казачьего уголка  

 

Систематизация материала по истории, традициям, жизни и быта казаков. Оформление стенда (уголка).

Казачье житейство

 

Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества. Внутреннее убранство в казачьем быту. Характерные предметы в прихожке, стряпне, горнице.

 

Народный театр.

 

Театр, созданный самим народом, взаимосвязь Донского и русского народных театров. Истоки древнего народного театра. Истоки казачьего кукольного театра. Связь народного театра с вокальными традициями казачества.

 

Сбор материала о нравственных устоях в казачьих семьях   

 

«Наказы казачества». Мудрые семейные заповеди казачества. Этика казачьей жизни. Отношение к детям, старикам, родителям, женщине.

 

Посещение семей казаков-старожилов поселка, беседа с ними о нравственных устоях в казачьих семьях.

 

Песенные традиции казаков Забайкалья

 

 

Изучение Северорусские и южнорусские истоки песенных традиций казаков. Познакомить с песенным репертуаром забайкальских казаков « Артиллеристом я родился», « Из- за лесу копия мечей», «Поля вы поля», « За рекой казаки гуляли»

 

 

Старинная казачья кухня

 

Внутреннее убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Праз0дничный стол казаков. Разнообразие яств.

 

Казаки и казачки

 

Знакомить с духовно – нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленные и целесообразным устройства дома. Воспитание любви, уважения к ближним.

 

В конце второго года обучения учащиеся должны

знать:

• об истории переселения казаков в

• особенности жизни и быта  Забайкальских казаков

• казачьи песни,  частушки;

• 5 старинных казачьих игр;

 

• казачьи символы и знаки: атаманский кафтан и шапка, погоны, лампасы;

 

• элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

 

• особенности христианского праздника – Пасхи;

 

•  7-8 заповедей казачества;

 

уметь:

• играть в старинные казачьи игры;

 

• исполнить казачьи песни, частушки;

 

• выполнять элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план. 3-ой год.

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов 

 

Общее количество часов 

 

Теория  

 

Практика 

1

 

Основные жанры народной казачьей музыки 

 

24 

 

6 

 

18 

2

Обряды жизненного цыкла 

 

60 

 

10 

 

50 

3

 

Святочные традиции  

 

36 

 

8 

 

28 

4 

Масленица и обряды весенненго цыкла 

 

48 

 

10 

 

38 

5 

 

Пасха 

 

18 

 

4 

 

14 

6 

 

Обряды летнего цыкла 

 

18 

 

4 

 

14 

 

всего 

204 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план. 4-ой год.

 

 

Наименование разделов 

Общее количество часов 

Теория  

Практика 

1

 

Основные жанры народной казачьей музыки 

 

36 

 

12 

 

24 

2

 

Обряды жизненного цыкла 

 

40 

 

20 

 

20 

3

 

Святочные традиции  

 

38 

 

18 

 

20 

4 

 

Масленица и обряды весенненго цыкла 

 

 

36 

 

 

18 

 

 

18 

5 

 

Пасха 

 

27 

 

9 

 

18 

6 

 

Обряды летнего цыкла 

 

27 

 

9 

 

18 

 

 

всего

 

204

 

 

 

 

 

Содержанип программы 3- го года

Раздел 1. Основные жанры народной песни.
Традиционная культура казаков
Особенности жанров казачьих народных песен.
Частушки.
Игры-хороводы, плясовые.
Игровая программа «Вечорки».
Народные музыкальные инструменты.
Раздел 2. Обряды жизненного цикла.
Родильно-крестильная обрядность. Детский аутентичный фольклор: прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, игры с напевами.
Раздел 3. Святочные традиции у казаков
Колядки. Щедровки.
Вождение Козы. Посевание.
Раздел 4. Масленица и обряды весеннего цикла.
Проводы масленицы. Сороки. Заклички птиц.
Раздел 5. Пасха.
Волочёбные песни.
Раздел 6. Обряды летнего цикла.
Троица. Кумление.

Содержание программы 3- го года

Раздел 1. Основные жанры народной песни.
Жанровое многообразие народных песен
Вариантность в народном творчестве. Сравнительный анализ вариантов песни. Древность и современность народного искусства.
Исторические и строевые песни  Казаков.
Несложный инструментальный аккомпанемент песни
Раздел 2. Обряды жизненного цикла.
Свадебные обряды. Жанровое многообразие свадебных песен. Песенно-хронологический разбор свадебного обряда.
Трудовые песни. Обряд завершения полевых работ.
Раздел 3. Святочные традиции казаков
Христославление. Рождественский тропарь. Народная драма «Царь Ирод». Вождение Меланки. Крещенские гадания.
Раздел 4. Масленица и обряды весеннего цикла.
Тёщины вечорки. Загукание весны. Егорьевские песни. Обряды Великого поста.
Раздел 5. Пасха.
Православные духовные песнопения. Духовные стихи.
Раздел 6. Обряды летнего цикла.
Жнивные песни. Троица. Семицкие, русальные. Обряд похорон кукушки.

 

 

Список используемой литературы

 

4. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

5. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

6.Казачество. Энциклопедия. М, 2003.

7.Российское казачество. Научно-справочное издание: РАН Институт      этнологии и антропологии. М, 2003.

9.Очерки традиционной культуры казачества России. М. ­Краснодар, 2002. Т.  1; 2005. т. II.

10.Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в XVII ­на чаше ХХ в

11.Егоров И.А. Пики, шашки, шаровары, кушаки... Обмундиро­вание степовых

    и кавказских казачьих войск в начале ХХ" в.  // Военно-исторический журнал. 1993. м3.

12.Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в XVIII­начале ХХ в. // Казачество на государственной службе. Екате­ринбург,1993.

14.Трагедия казачества/ Сост. в. Третьякова. М, 1996. Т. 1 ­

15.Материалы и документы Ш Большого круга Союза казаков

16.0рел степной, казак лихой ... Казачьи песни. -Москва - Париж, 1998

17.Левашов В.С Лирические песни Забайкальских казаков и их потомков.- Улан-Удэ, 1982 ( дисс).

18.Листопадов  А.М. Народная казачья песня на дону М., 1979.

19.Фольклор казаков Сибири. Сост. Л.Е. Элеасов, И.З. Ярневский-Улан-Удэ, 1969.

20.Померанцева Э.В.Фольклорный репертуар одного села за сто лет. Русский Фольклор. ХУ1.

21.Фольклор Читинской области (песни, собранные В.Н.Волковым).-Чита, 1996

 

 

 

 

 

 

 

 

Песенный репертуар

 

1. «Во -саду вишенка цветет» казачья походная

2. «Солнце всходит и заходит на селе» казачья плясовая

3. «Хороша наша  станица» казачья плясовая

4. «Пчелочка златая» казачья плясовая

5. «Эх -казачата» казачья плясовая

6. « Уж как в Галиче горка крута» кадрильная

8. « Гимн забайкальских казаков» лирическая.

9. « Из- за гор горы едут Мазуры» подвижная

10. « Ой- на горе калина» казачья плясовая

11. « За Уралом за рекой» казачья строевая

12. « Снежочки» казачья плясовая.

13. « Ехали казаки» казачья плясовая

14. « Как в саду при долине» лирическая

15. «Прощай, жизнь , радость моя» лирическая

16. « В нашей кати»

17. « Я на печке молотила»

18 « Ой как в Сталице Петербурге»

19. « Сроду-сроду»

20. «На горе- то калина»