Рабочая образовательная программа "Авиамоделирование"

Содержание

  1.  Пояснительная записка
  2. Основная часть

2.1.                 Организация кружка                                                                

2.2.                 Авиамоделизм                                                                           

2.3.                 Программа кружка «Авиационный моделизм»                      

2.4.    Как подготовиться к занятиям кружка                                  

  1. Заключение                                                                                       
  2. Литература                                                                                       

 

Пояснительная записка

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у учащихся творческого мышления.

В профессиональной ориентации подростков, в выборе каждым человеком жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество. Сегодня мальчишка мастерит модель, а завтра он может стать рационализатором и изобретателем.

Тяга к новому, технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве.
            Исходя из этого,  главная     наша     задача своевременно     заметить     способности     и   стремление ребёнка к творчеству, вовремя помочь ему в достижении  его детской мечты.

В детском техническом творчестве мы видим и решение другой важной проблемы - увлечь даже самых «трудных» подростков, приобщить их к полезному делу.

Конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов и приспособлений и т.п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских способностей, служит одним из важных средств трудового обучения и воспитания детей.

Трудовое воспитание и техническое творчество взаимосвязаны, обусловливают друг друга, являясь двумя сторонами единого процесса подготовки детей к творческой трудовой деятельности, решают одновременно задачи нравственного и эстетического воспитания.

Организация технического творчества школьников начинается с выбора темы.

Использование полуфабрикатов, новых материалов, специальных приспособлений и некоторых станков позволяет уменьшить в несколько раз время на выполнение трудовых операций, повысить качество работы, приблизить труд к современному высокоразвитому производству и тем самым улучшить педагогическую направленность всей деятельности кружка.

Случается, что дети переоценивают свои силы, берутся за решение непосильных задач. Надо воспитывать у них критическое отношение к своим замыслам и возможностям, учить реально, планировать свою деятельность.

Программа технического творчества обязывает знакомить детей с элементами технической эстетики, с техническими, технологическими и эстетическими требованиями к изделию. Это поможет учащимся лучше понять закономерности развития современного производства.

Творческая деятельность всегда характеризуется эмоциональной окраской.

Когда говорят о научно-техническом творчестве взрослых, то под этим понимают своеобразный «мост» от науки к производству, позволяющий осваивать достижения науки, внедрять их в практику и в результате получать определенный экономический эффект.

Техническое творчество подростков по этой же аналогии - «мост» от знаний, полученных в школе, к знаниям специальным, производственным, к техническому опыту, к профессии. Этот путь к вершинам современной науки и техники прошли многие выдающиеся конструкторы, изобретатели, ученые. Вот только один пример. Б.Е. Патон, президент Академии наук Украины, начинал свой путь в техническом кружке Киевской станции юных техников. Он вспоминает: «Вскоре я столкнулся с истиной, которая была для меня настоящим открытием. Я хочу подчеркнуть - важным открытием... Дали мне описание, схему и я очень быстро сделал действующую модель. А вот удовлетворения не почувствовал. Я тогда не смог объяснить, чего мне недостает, почему работа не приносит радости. Но руководитель понял меня:

«Попробуй внести в эту модель что-то свое». И я начал думать. Много читал, советовался с руководителем кружка, десятки раз переделывал схему. Это меня захватило. И когда моя, действительно моя, я не такая, какие десятки раз делали до меня, модель начала работать, я почувствовал настоящее наслаждение. Так я познакомился с неповторимым чувством радости, рожденным творчеством. И мне его никогда не забыть».

Чувство радости, рожденное творчеством!  О нем непременно скажет каждый, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел.

 

 

II   Основная часть.

 

2.1 Организация кружка

Организация и занятия любого технического кружка, а, следовательно, и кружка - «Авиамоделизм», отличаются от школьных уроков прежде всего тем, что для них не существуют и не могут существовать единые, обязательные для всех программы. Почему это так, потому, что школа призвана дать каждому ученику совершенно точно очерченный круг знаний, умений и навыков, причем в определенный срок в девять или одиннадцать лет.

Каждый ученик обязан твердо усвоить то, чему его учат в школе, независимо от своего интереса к предмету.

Другое дело кружок. Это любительское добровольное объединение. А любительством можно заниматься всю жизнь, независимо от основной профессии.

Ребята идут в технические кружки тогда, когда у них пробудился интерес к технике, появилось желание самим, своими руками строить модели.

Основная наша (руководителей кружков) задача - закрепить и развить интерес ребят к технике.

Набор в кружок я осуществляю в августе-сентябре. В школе на доске объявлений даю информацию о времени работы кружка.

Исходя из своего опыта, пришел к выводу, что для достижения высоких показателей работы авиамодельного кружка, записывать в группу нужно всех желающих. Понаблюдав, как летают действующие модели, мальчишки группами записываются в кружок.

Работая на первой стадии организации кружка, тщательно присматриваюсь к подросткам, стараясь не обделить вниманием каждого, чтобы не упустить ухода из кружка талантливого авиамоделиста.

 

Цели и задачи воспитательной работы на занятиях в кружке. 

1. Развивать     творческие     способности     с     учетом индивидуальных особенностей.

2. Развивать эстетический взгляд у детей.

3. Формировать общечеловеческие качества личности.

4. Формировать   уверенность   в   себе,   в   собственных силах, умение создавать творческие взаимоотношения.

5. Научить детей сравнивать и оценивать свой труд, стремиться к улучшению качества работ и изобретательности.

6. Уделять большое внимание индивидуальной работе с подростками.

 

Общественно полезный труд при работе кружка. 

Очень важно, чтобы работа кружка была тесно связана с жизнью школы. Допустим учащиеся всей школы, готовят новогодний утренник. Может ли кружок остаться в это время в стороне и заниматься какими либо моделями? Конечно нет. Совершенно ясно, что несколько занятий нужно посвятить изготовлению елочных украшений, гирлянд, флажков и других самоделок для оформления елки и зала.

Только не нужно навязывать ту или иную работу. Разъясняем ребятам, как нуждаются в их работе и умении класс или школа, чем они могут помочь. В таких ситуациях ребята должны сами решать за какую работу они хотят и могут взяться, сообща обсудят, как ее лучше выполнить, наметят план, распределят обязанности.

Наш кружок занимается и изготовлением простых учебно-наглядных пособий, изготовлением стендов для классных уголков. Навязывать кружку ту или иную работу, помимо желания нельзя. Ведь кружок - дело добровольное и целенаправленное.

В своем опыте работы я знаю немало примеров, когда кружки распадались только по тому, что членов их принуждали на многих занятиях подряд выпиливать из фанеры буквы для оформления, клеить одинаковые коробки или даже строгать планки для какой-нибудь ограды. Поэтому любая программа любого технического кружка призвана служить лишь ориентиром для руководителя.

 Как авиамоделист я знаю, что многие из них все же уйдут из кружка, останутся лишь те, кто в достаточной мере обладает усидчивостью и имеет интерес к технике.

Когда окончательный набор завершен, ребята сами выбирают старосту кружка, ответственного за технику безопасности, а так же ответственного за сохранность инструментов, приспособлений и оборудования мастерской.

 

2.2 Авиамоделизм.

Авиационный моделизм - это и путь в большую авиацию, и развитие интереса к науке, технике и получение необходимых умений и навыков. Авиамоделизм - соединение творчества и спорта, школа воспитания творческой личности.

Путь в конструкторские бюро известных авиаконструкторов А.М. Туполева, А.С. Яковлева, А.К. Антонова начинался с построения авиамоделей. Как раньше писал А.К. Антонов: «Мы в своем коллективе особенно ценим тех, кто занимался моделизмом, кто с юношеских лет любил технику».

При организации кружка авиамоделизма необходимо учитывать наличие необходимого оборудования, материала, так как без соответствующей материальной базы удерживать интерес не всегда получается. Авиационный моделизм - это и путь в большую авиацию, и развитие интереса к науке, технике, получение необходимых умений и навыков. Авиамоделизм - соединение творчества и спорта, школа воспитания творческой личности.

При организации кружка авиамоделизма необходимо учитывать наличие необходимого оборудования, материала, так как без соответствующей материальной базы удерживать интерес не всегда получается.

Авиамоделизм возник в 1910 г. при активном участии «Отцов русской авиации» профессора Н.Е. Жуковского.

Но подлинный расцвет авиамоделизма наступил в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции.

В настоящее время авиационный моделизм представляет широкое движение, опирающееся на большое количество низших организационных звеньев - кружков. Такие кружки работают главным образом в школах и внешкольных учреждениях, и основную массу авиамоделистов составляют школьники.

Авиамоделизм входит в Единую спортивную классификацию, то есть официально признан. В результате участия в соревнованиях авиамоделистам могут присваиваться спортсменов третьего, второго и первого разрядов, кандидата в мастера спорта, мастера спорта.

Различают три основные группы летающих моделей: свободного полёта, кордовые, телеуправляемые.

Модели свободного полёта называются так потому, что после старта не управляются авиамоделистом. Но они могут иметь автоматику, действующую по заданной программе или под влиянием внешнего (атмосферного и др.) воздействия. Эта автоматика поддерживает высоту полёта, направление и т.п. Примером может служить так называемая таймерная модель, получившая своё название от английского слова «тайм» - «время». Двигатель внутреннего сгорания, установленный на такой модели должен работать строго определённое время - не более 10 секунд. Затем специальное автоматическое устройство - таймер - включает двигатель, и модель летит свободно, как планер.

К модели этой группы (класса) относят все модели планеров.

Кордовыми называются модели, летающие по замкнутому кругу и управляемые авиамоделистом в полёте при помощи длинных нитей - корда. К этому классу относятся:

- кордовые пилотажные модели (выполняют серию фигур высшего пилотажа в ограниченное время);

- кордовые скоростные модели (соревнуются на достижение максимальной скорости полёта с поршневыми двигателями);

- кордовые модели полукопии и модели - копии самолётов, с большей или меньшей точностью воспроизводящие настоящие самолёты (соревнуются на качество воспроизводства полёта настоящего самолёта);

- кордовые модели воздушного боя .

Последние модели, в общем, схожи с пилотажными, но несут за килем ленту, которую «противник» в процессе «боя» должен срезать винтом своей такой же модели.

«Воздушный бой» (класс Р - 2Б) происходит так. В центре круга стоят два моделиста. Каждый из них держит в руках ручки управления, связанную с моделью кордом - двумя стальными проволоками длиной 15 м.96 см. Корд связан с моделью так, что, наклоняя ручку, моделист может управлять рулями высоты на модели. Поэтому кордовая модель может изменять высоту полёта, делать «горки», «петли» и некоторые другие фигуры высшего пилотажа. Форма модели любая, но обычно её приспосабливают к «бою», то есть она должна быть быстрой, верткой. К каждой модели привязана бумажная двухметровая лента. Задача: как можно чаще отрубать винтом своей модели ленту, прилепленную к самолету противника.

Телеуправляемые модели выполняют те или иные действия в воздухе под воздействием сигналов, посылаемых по радио с земли. Эти сигналы воспринимаются бортовыми радиоприемниками и выполняются специальными исполнительными механизмами, связанными с рулями.

Программа пилотажа для радиоуправляемых моделей очень сложна. В нее входят: взлет, двойной поворот на горке, двойной иммельман, комплекс из трех петель, комплекс из трех обратных петель, бочки, управляемая бочка, вращающейся круг (бочки в вираже), колокол, горизонтальная восьмерка и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Программа кружка «Авиационный моделизм»

 

Тематический план кружка «Авиационный моделизм» 

Первый год обучения 

 

 

 

Количество часов 

 

 

 

 

 

Тема 

 

на теорию 

на

 

 прак-е 

П/П 

 

всего 

 

практ.

1

Вводные занятия

2

2

 

2

Основные понятия теории полетов

4

 

4

-

3

Простейшие летающие модели

6

2

4

4

Воздушные змеи и их модели

6

2

4

5

Летающие аппараты и их модели

6

2

4

6

Планеры и их модели

20

2

18

7

Вертолеты и их модели

6

2

4

8

 

 

 

 

Самолеты и их модели

88

2

86

9

 

Стендовые      и      коллекционные модели

4

2

2

10

Заключительные занятия

2

2

-

Всего:          144                     22                  122 

 

Пояснительная записка к тематическому плану первого года обучения

 

Кружок первого года обучения рассчитан на учеников IV - VI классов, которые не имеют специальных знаний и навыков практической работы. Численность обучающихся определяется Уставом и другими документами Дома детского творчества «Сосновый бор». Обычно занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по два часа первого года обучения (144 часа на учебный год).

При проведении массовых мероприятий (экскурсий, соревнований, показательных выступлений и т.д.) целесообразно отведенную на неделю норму часов использовать одновременно.

 

Программа (1-й год обучения) 

1.    Вводные занятия 

Авиация и ее роль в жизни человека.

 Цель и задачи кружка.

Основы техники безопасности труда.

Авиационный моделизм.

2. Основные понятия теории полетов. 

Воздух и его основные свойства.

Атмосфера.

Подъемная сила.

Лобовое сопротивление.

Крыло и его характеристики.

Центр тяжести, устойчивость в полете.

3.  Простейшие летающие модели. 

Основные конструкционные части самолета.

 Условия, какие обеспечивают полет.

 

Практическая работа 

Изготовление бумажных летающих моделей.

             Игры и соревнования с бумажными моделями.

4. Воздушные змеи и их модели. 

Из истории воздушных змеев.

 Воздушный змей как летающий аппарат.

Аэродинамические силы, которые действуют на воздушного змея в полете.

 

Практическая работа. 

Изготовление плоского змея.

 Изготовление коробчатого змея Запуски змеев, соревнования.

5. Летающие аппараты. Их модели.

Воздухоплавание.

Первые воздушные шары.

Теоретические основы полета воздушных шаров.

Аэростаты, дирижабли.

Перспективы воздухоплавания.

Практическая работа

 Изготовление теплового воздушного шара.

6. Планеры и их модели

Планирующий полет

Конструкции современных планеров

Планеризм

Дельтаплан как одна из разновидностей планера

Способы запуска планеров

Материалы для запусков планеров.

Практическая работа 

Изготовление схематических моделей планеров.

 Регулировки и запуск моделей планеров.

 Тренировочные запуски.

 Соревнования с изготовленными моделями.

 

7. Вертолеты и их модели 

Из истории возникновения и использование вертолетов.

 Как и почему летает вертолет.

 Управление вертолетом.

Практическая работа 

Изготовление простейших моделей вертолетов «Муха», «Мотылек».

Запуски моделей вертолетов.

8. Самолеты и их модели 

Первые испытания и способы изготовления самолетов.

Гражданские и военные самолеты.

 Основные элементы конструкции самолетов.

Работа воздушного винта.

 Реактивные самолеты.

Ведущие авиаконструкторы страны, современные самолеты.

Состояние и перспективы развития авиастроительства в России.

Практическая работа 

Изготовление схематических моделей самолетов.

 Подготовка рабочих чертежей.

Изготовление деталей схематических моделей: фюзеляжа кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора, воздушного винта. Обтяжка. Изготовление двигателя из резины

Регулировка модели.

Соревнования с моделями.

9. Стендовые и коллекционные модели. 

Стендовый авиамоделизм как один из видов технического творчества.

Международные требования до масштабов стендовых моделей.

10.    Заключительные занятия. 

Подведение итогов работы кружка.

Выставка моделей, изготовленных за год.

Показательные запуски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Второй год обучения 

 

 

 

№ п/п 

Тема 

Кол-во часов 

Всего 

На теор-е 

На прак-е 

 

 

 

занятия 

занятия 

1

 

 

 

 

Вводные занятия

3

3

-

2

Понятие о авиамоделизме как техническом виде спорта.

3

3

3

Основы аэродинамики и авиационной метеорологии.

3

2

1

4

Свободно летающие модели.

33

6

27

5

Кадровые модели самолетов.

60

9

51

6

Авиамодельные двигатели.

21

3

18

7

Экспериментальный авиамоделизм.

30

-

30

8

Научно-опытная работа в авиамоделизме.

30

10

20

9

Показательные запуски; подготовка и участие в соревнованиях и массовых мероприятиях.

24

 

24

10

Экскурсии.

6

-

6

11

Заключительные занятия.

 

 

 

Всего:           216               39              177 

 

Пояснительная записка к тематическому плану второго года обучения 

В кружках второго года занятий требуется определенная подготовка учащихся. Исходя их уровня подготовки учащихся: по программе второго года могут заниматься как те, кто раньше посещал кружок, так и те, кто имеет соответствующую подготовку.

При подготовке занятий целесообразно планировать индивидуальную работу с отдельными кружковцами, которые имеют соответственную склонность и способность (2 раза в неделю по 3 часа) для подготовки участия в выставках технического творчества, проведения опытной, экспериментальной работы по авиамоделизму  и  участия в соревнованиях.

В зависимости от особенностей и содержания работы занятия можно проводить как со всем составом кружка, так и по звеньям, особенно это касается работ сборки и окраске моделей, тренировочных занятий по управлению моделями.

 

 

Программа (2-й год обучения) 

1. Вводные занятия. 

Организационные вопросы.

Инструктаж по технике безопасности.

 Цели и задачи работы кружка на год.

2.  Понятие о авиамоделизме как техническим виде спорта 

Из истории развития авиамоделизма как технического вида транспорта.

Технические требования к спортивным авиамоделям.

Спортивные разряды и звания.

Достижения авиамоделистов Республики Бурятия

3 Основы аэродинамики и авиационной метеорологии. 

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера.

Восходящие и сходящие потоки.

Практическая работа 

Определение силы ветра.

Определение потоков.

 

4.     Свободнолетающие модели 

Технические требования к свободнолетающим моделям.

 Модель планера.

Модель с резиновым двигателем.

Материалы для свободнолетающих моделей и особенности их обработки.

Практическая работа 

Выбор модели для изготовления.

 Подготовка рабочих чертежей.

 Изготовление моделей.

 Испытания.

 Тренировочные запуски.

5.     Кордовые модели самолетов 

Технические требования и особенности конструкции кордовых моделей самолетов.

Фигуры высшего пилотажа для кордовых моделей.

Практическая работа 

Подготовка рабочих чертежей кордовых моделей.

Изготовление деталей моделей.

Сборка.

Испытание моделей.

Отработка навыков пилотирования моделей.

Тренировочные запуски моделей.

 

6.     Авиамодельные двигатели 

Авиамодельные двигатели.

Двигатель из резины.

Двигатель на сжатом газе.

Устройство двигателей внутреннего сгорания для авиамоделей.

Принцип работы.

Топливная смесь.

Техника безопасности при работе с двигателем.

Практическая работа 

Отработка навыков запуска и регулировки компрессионных двигателей.

Отработка навыков запуска калильных двигателей.

7.     Экспериментальный авиамоделизм.

Разработка моделей собственных конструкций разных схем.

 Подготовка рабочих чертежей.

 Изготовление деталей модели.

Сборка и испытательные полеты.

8.     Научно-опытная работа в авиамоделизме.

Работа по определению характеристик авиамодельных двигателей в зависимости от состава топлива.

Практическая работа. 

Изготовление упрощенной аэродинамической трубы.

 Изготовление набора тел различной обтекаемости.

 

9.     Показательные запуски; подготовка и участие в
соревнованиях и массовых мероприятиях
.

Проведения показательных запусков авиамоделей в школе.

 Подготовка контейнеров для транспортировки моделей.

 Тренировочные полеты.

 Участие в межкружковых, районных, городских соревнованиях.

10.   Экскурсии. 

Экскурсия в Городскую станцию Юных техников г. Улан-Удэ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4  Как подготовиться к занятиям кружка 

Допустим, мы готовимся к занятию по теме 4 - «Воздушные змеи». План беседы по такой теме будет выглядеть так:

I. История воздушного змея. Использование воздушного змея наукой (исследование при помощи змея состояния атмосферы, подъем вверх различных приборов и аппаратов).

II. Использование воздушного змея на войне (сигнализация, сбрасывание листовок, фотографирование, подъем воздушных заграждений и др.)

  1. Конструкции воздушных змеев (плоские, прямоугольные, фигурные, коробчатые).
  2. Условия и принципы полета змея. Изготовления воздушного змея. Запуск змея.
  3. Определения направления ветра по флюгеру. Понятие о силе ветра и определение ее по местным признакам.

 

Наметив план, приступаю  к составлению конспекта.

Воздушный змей - самый древний летательный аппарат, он появился свыше 400 лет тому назад. Змеи делались в виде бабочек, птиц и чаще всего драконов.

Дракон - сказочный летающий змей - олицетворял величие, воинственность и силу, поэтому изображающие его воздушные змеи запускались в воздух на праздниках.

В древние времена воздушные змеи применяли и на войне - для сигнализации, для сбрасывания зажигательных веществ или для устрашения противника.

С XVIII века воздушными змеями стали пользоваться ученые. М.В. Ломоносов применял воздушные змеи для изучения атмосферного электричества.

Воздушный змей использовал для своих работ Исаак Ньютон. Выдающий русский ученый математик Леонард Эйлер писал в 1756 году: «Воздушный змей, эта игрушка детей... может, однако, заставить глубоко над собой задуматься».

Во второй половине XIX века появились коробчатые воздушные змеи. С 1894 года они систематически применялись для изучения верхних слоев атмосферы.

В годы первой мировой войны (1914 - 1918) змеи применялись для воздушного заграждения.

В воздух запускали большое количество змеев и маленьких воздушных шаров с привязанными к ним смальными тросами. Такие заграждения представляли большую опасность для самолетов противника.

Воздушные змеи не утратили своего значения и в настоящее время. С их помощью можно сигнализировать на расстоянии, их можно использовать в походах и военных играх.

 

Почему змеи держаться в воздухе? Давление воздуха удерживает змея, не дает ему упасть на землю. При этом поток воздуха толкает воздушного змея не только назад, но и вверх.

Для запуска змея нужен ветер, не очень слабый и не сильный.

Для выражения скорости ветра в баллах служит условная двенадцати бальная шкала (называемая шкалой Бофорта). Баллом 1 обозначается очень легкий ветер со средней скоростью 1 м/сек. При таком ветре дым поднимается не вполне вертикально, указывая направление ветра; флюгер и листья деревьев неподвижны. Балл 4 соответствует умеренному ветру со средней скоростью 4,5 м/сек: вымпелы вытягиваются по ветру, колеблются ветки деревьев без листвы, с земли поднимаются пыль и кусочки бумаги. Сильный ветер оценивается баллом 6. Скорость его - 11 м/сек., при нем колеблются большие ветви, в домах слышен вой ветра, гудят телеграфные провода.

Воздушные змеи лучше всего запускать при умеренном ветре.

 

Заключение 

Мы стараемся популяризовать работу авиамодельного кружка, вовлечь в нее как можно больше технически одаренных и грамотных детей, сделать некоторые наши достижения общим достоянием.

Цель нашего кружка создать авиационные действующие модели, которые смогут участвовать в различных соревнованиях, чтобы получить  хорошие отзывы на школьных и городских выставках.

В заключение предлагаю несколько практических рекомендаций:

1.  Кружок, объединяющий учащихся разных классов, должен иметь четкую организованную структуру, план, определяющий задачи, цели и содержание работы.

  1. Объекты (модели) для изготовления следует подбирать такие, чтобы они вызывали интерес у кружковцев.
  2. Необходимо включать в план коллективные работы, не опасаясь при этом их объема и сложности.
  3. Нельзя допускать изготовления большого количества одинаковых моделей.
  4. При подборе чертежа для изготовления модели надо учитывать желание кружковцев.
  5. Не следует спешить делать из кружковцев рационализаторов или изобретателей.
  6. Необходимо учитывать, что восприятие и интерес у детей в их творчестве, чаще всего связаны с эмоциональным восприятием. Поэтому целесообразно часть моделей делать по замыслу и желанию самих ребят, с использованием в объектах работ зрительных эффектов, своеобразного внешнего оформления и т.п., сохраняя этим интерес детей, особенно первого и второго года обучения.

 

Следует предоставить ребятам возможность раскрывать перед собой интересный мир техники и подготовить их к изготовлению более серьезных авиамоделей.

  1. Следует чаще поощрять кружковцев за достижения в работе: Демонстрировать лучшие образцы на занятиях, выставках, популяризовать работу кружка через школьные газеты, фотовитрины.
  2. Важно развивать у ребят эстетический вкус, добиваться, чтобы модели были красиво оформлены и отделаны.

         10.Чтобы правильно распределять работу среди ребят, помогать им развивать свои способности, укрепить интересы, руководитель должен хорошо знать каждого своего кружковца. Надо все время идти вперед, формируя у учащихся чувство творческой перспективы.

 

Литература 

1.  Гоевский О.К. Авиамоделирование. М.:ДОСААФ, 1990

  1. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России -М.: Машиностроение, 1989
  2. Ермаков А.М. простейшие авиамодели -М.: Просвещение, 1984
  3. Рожков В.С. Авиамодельный кружок -Просвещение, 1986

5.  Лагутин О.В. Самолёт на столе -М.:ДОСААФД988

  1. Вилле Р.И. Постройка летающих моделей-копий -М.:ДСААФ, 1986
  2. Павлов А.П. Твоя первая модель -М.:ДСААФ, 1979

8.  Калина Иржи Двигатель для спортивного моделизма -М.:ДСААФ, 1988

В.А. Заворотов. От идеи до модели - М.: «Просвещение» 1988